Мониторинг системы образования - систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Порядок осуществления мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, установлены Постановлением Правительством РФ от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования". Согласно п.9 Правил осуществления мониторинга системы образования, органы местного самоуправления ежегодно, не позднее 25 октября года следующего за отчетным, предоставляют в органы исполнительной власти субъектов РФ итоговые отчеты.
Мониторинг осуществляется в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики РФ в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании.
Мониторинг включает в себя сбор информации о системе образования, обработку, систематизацию и хранение полученной информации, а также непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования, выполненный на основе указанной информации.
Показатели мониторинга системы образования и методика их расчета определяются Минобрнауки РФ в соответствии с перечнем обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662. Показатели мониторинга системы образования и методика их расчета определены Минобрнауки РФ приказами - Приказ Минобрнауки России от 15.01.2014 N 14 (ред. от 02.03.2015) "Об утверждении показателей мониторинга системы образования" и Приказ Минобрнауки России от 11.06.2014 N 657 (ред. от 29.06.2015) "Об утверждении методики расчета показателей системы образования".
Мониторинг осуществляется на основе данных федерального статистического наблюдения, обследований, в том числе социологических обследований, деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в сети Интернет, информации, опубликованной в средствах массовой информации, а также информации, поступившей в органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления от организаций и граждан.
Мониторинг проводится органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления не реже 1 раза в год в соответствии с процедурами, сроками проведения и показателями мониторинга, устанавливаемыми указанными органами. Результаты проведенного анализа состояния и перспектив развития системы образования ежегодно публикуются на официальных сайтах органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сети Интернет в виде итоговых отчетов по форме, установленной Минобрнауки РФ, не реже 1 раза в год. Форма итоговых отчетов утверждена Приказом Минобрнауки России от 27.08.2014 N 1146 "Об утверждении формы итогового отчета о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования".
В целях обеспечения информационной открытости отчет о результатах мониторинга размещается на официальном сайте Минобрнауки РФ в сети Интернет не позднее 1 месяца со дня его представления в Правительство РФ.
В перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662, входят:
1) сведения о развитии дошкольного образования;
2) сведения о развитии начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования;
3) сведения о развитии дополнительного образования детей и взрослых.